Именитый бренд голландских грузовиков уже многие годы ассоциируется на мировом автомобильном рынке с терминами «комфортный», «выгодный», «надежный». В существующей линейке машин много каждодневных и уникальных моделей. Их производство достигает 30 тыс. единиц в год. В сборочных цехах и лабораториях компании трудится больше 10 тыс. квалифицированных специалистов различного профиля. Постоянно совершенствуется дизайн и технические характеристики создаваемых модификаций. А DAF XF 105 быстро покорил рынок Европы, а в 2013 году завоевал титул самого надежного европейского грузовика на планете. Но так было далеко не всегда…
Первые упоминания о компании датируются далеким 1928 годом. Именно тогда обычный автомеханик Хуберт ван Доорн получил от директора пивоварни в Эйндховине деньги и маленькую мастерскую по изготовлению металлических окон, лестниц и шкафов. На ее базе Хубертом и его братом Вильгельмусом была основана мануфактура по ремонту и изготовлению тележек. Тогда же там началось проектирование и изготовление конных, тракторных и автомобильных прицепов. В начале 1932 году компания арендовала большое помещение и начала развивать производство, а семейный бизнес был назван фабрикой по изготовлению прицепов Ван Доорнов – «Van Doorne’s Aanhangwagen Fabriek», что и образовало аббревиатуру бренда D.A.F.
Первые успешные разработки
Интерес к продукции компании появился у заказчиков с 1934 года, когда выпускаемые прицепы к автомобилям в ней начали оснащать двумя парами задних колес, устанавливаемых на поперечные рессоры. С 1936 года ДАФ выполняла переделку двухосных грузовиков под колесную формулу 6х4. В этот же период инженеры компании спроектировали и собрали первую машину для армии – амфибию МС-139.
Авто имело симметричные части кузова спереди и сзади, расположенный по центру двигатель и все ведущие колеса. В 1940 году в DAF спроектировали опытный собственный грузовик (DT5-DT10) с ведущей осью спереди и двигателем под кабиной, но со сборочного конвейера машина сошла лишь в 1948.
1949 год ознаменовался на предприятии расширением продаж автомобилей, всевозможных прицепов и автобусов. Спрос на технику подталкивал ее послевоенный дефицит. Популярностью в этот период пользовались среднетонажные грузовые автомобили DAF серии A30, А40, А50, D50, А60, D60 (3, 4, 5 и 6 тонн) с четырех ступенчатой МКПП, а также двигателями на бензине и дизельном топливе.
Далее объемы выпуска авто росли с каждым новым периодом, но фирма все еще закупала моторы, МКПП и многие комплектующие в сторонних организациях. В 1954 году компания представила миру возможности применения в двигателях ременной передачи, а в 1955 открыла свой сборочный цех по изготовлению лицензионных дизельных моторов DD575 «Leyland».
Это стало толчком к появлению новых серий автомобилей D1100, D1300, D1500, D1600, D1800 (5, 6, 7, 12 и 14 тонн). С созданием в 1957 базового бензинового двигателя ВВ475, компания быстро освоила выпуск своей разработки – капотных грузовиков А12, А13, А15, А16, А18, имеющих округлости по бокам капота и навесной элемент над радиатором. Их выпуск длился вплоть до начала 1970.
Параллельно собиралась и бескапотная серия платформ А2000, А3000 для автопоездов в том же дизайне. В 1961 году в линейке DAF появились седельные тягачи AS2000D0 с вытянутой кабиной и спальником, получившие мощные моторы с турбонаддувом: DS575, DO680, DP680 (серии D2200, D2300, D2400, D3200). Были в ней и армейские машины:
Сегодня концерн DAF по-прежнему расширяет свои мощности. Его сборочные цеха размещены в Нидерландах, а большинство комплектации для машин производят на заводе компании в Бельгии. В продуктовой линейке грузовиков много каждодневных и уникальных моделей. Ключевые версии современных авто представлены сериями CF, XF и LF. Их двигатели «PACCAR MX» стандартизированы к Евро-4 и 5, а сами автопоезда перевозят до 120 тонн грузов. В 2011 предприятием создана дочерняя компания в Москве, но строить в России заводы оно еще не планирует.