Говоря о лидерах автопрома нельзя не упомянуть популярную шведскую корпорацию «Volvo». Сегодня ее надежные и практичные грузовики можно встретить в самых отдаленных уголках нашей планеты. Бренд лидирует в мировых рейтингах не одно десятилетие, а выпускаемые новинки по-прежнему радуют автовладельцев. Между тем уже через 5 лет компания отпразднует вековой юбилей с даты выхода с конвейера первого грузового автомобиля.
Компания была зарегистрирована еще летом 1915 года, но сначала являлась дочерним подразделением известного подшипникового концерна «SKF». Только 20 лет спустя, в июне 1935, производитель получил полную независимость. Этому предшествовала презентация первого легкового автомобиля Вольво весной 1927 года и изготовление уже через 6 месяцев капотного грузовика типа А первой серии. Именно эта машина немного позднее была удостоена аббревиатуры LV40.
В ее комплектацию входила открытая деревянная кабина и мотор на 4 цилиндра, развивающий мощность 28 лошадиных сил (л.с.). Авто могло разгоняться до 50 км/час и перевозило до полутора тонн груза. Сначала было выпущено всего 500 автомобилей, но спрос на них оказался настолько высоким, что уже к началу 1929 года компания представляет более совершенный 4-х тонный грузовик LV63 с 6-и цилиндровым двигателем номинальной мощностью 55 л.с. Параллельно ведутся разработки более длинной колесной базы LV70 под пожарные машины и автобусы.
В предвоенный период (30-е годы) грузовики получают закрытые металлические кабины, а их конструкция становится более обтекаемой. Одновременно налажен выпуск трехосных шасси, грузоподъемность которых около 10 тонн. Однако это в основном армейская техника, представленная полноприводными штабными машинами, пяти и восьми тонными тягачами, бронетранспортерами.
После второй мировой войны выпускаемая концерном продукция стала более разносторонней. В 1945-1949 компания наладила выпуск лесовозов. Их изготавливали на шасси L141, используемого для комплектации военных автомобилей. В начале 50-х появились среднетоннажные грузовики «Titan» (Volvo L395), оснащенные 150-сильным дизельным двигателем и турбиной. Одновременно производитель перестал устанавливать на свои грузовые авто бензиновые моторы.
Благодаря ведущимся разработкам, уже через несколько месяцев в странах Латинской Америки начала выпускаться улучшенная версия среднетоннажника – L465 «Raske». Не отставали и европейцы, создавшие всего за несколько недель альтернативную модель L485 «Viking». Несмотря на несколько прошедших десятилетий, такие машины можно встретить на дорогах и сейчас.
Не была закрыта и армейская программа. Корпорация по-прежнему совершенствовала машины для армейских нужд, и уже в начале 60-х в соседствующие скандинавские государства начали поставляться полноприводные трехосные грузовики Volvo TL31, часть из которых до сих пор находится на вооружении армейских подразделений.
В середине 1965 года концерн внедряет собственную систему «восьмерки». Ее суть состоит в том, что постоянно совершенствуются 8 ведущих элементов машины: двигатель, КПП, трансмиссия, рама, кабина, рулевое, тормозная система, подвеска. Однако при этом сохраняется возможность их взаимной замены с предыдущими версиями. Самый большой грузовик, собираемый по такой системе – Volvo N88 (двигатель 300 л.с.). Его сняли с производства еще в конце 70-х, но и сейчас эти автомобили пользуются большой популярностью в азиатских странах.
Поклонникам Вольво 70-е годы запомнились появлением еще 2-х новых моделей грузовиков концерна: N7 и N10. Первый оснащался 200-сильным двигателем и мог перевозить до 20 т груза, к нему и сегодня остаются неравнодушны представители азиатских государств. Второй, более мощный, колесил по дорогам США и Австралии. У него стоял мотор на 250 л.с., а полная загрузка составляла уже 30 тонн. Тогда же существенные изменения претерпели и кабины: у них появились спальники, вертикальные трубы и другие полезные дополнения. Еще большую популярность база N10 приобрела в 1986, когда нее стали ставить двигатель в 395 л.с. В Европе эти тягачи до сих пор используют для 60-тонных сцепок.
Сегодняшние реалии
Очередная «рабочая лошадка» (NL12) вышла с конвейера Вольво в декабре 1989. Сегодня эту модель можно встретить по всему миру: В Латинской Америке, Средней Азии, Австралии, Европе. 7-осный автопоезд имеет почти 500-сильный двигатель и обладает грузоподъемностью 110 тонн. Машина комплектуется усиленными рамами и мостовыми креплениями.
В 1996 году прошла презентация европейских флагманов Volvo FH и NH, часть компонентов к которым были предоставлены китайскими автопроизводителями. У моделей несколько изменилась форма кабины и появилась вторая подкатная ось. Автомобили были с восторгом приняты европейскими потребителями.
В августе 2010 корпорация «Вольво» вошла в состав китайского холдинга Zhejiang Geely, но это было объединение с сохранением автономности. Такой шаг в 2012-2016 позволил создать на базе FH и FT третье поколение тягачей – VN и VT. Их начали комплектовать не только собственными силовыми установками, но и моторами других брендов в соответствии с запросами покупателей.
Еще продолжают совершенствоваться и последователи легендарных конфигураций «Викинга», «Раске», «Титана». Уже появились на рынке модели 5-го поколения VHD и VHL. По примеру своих европейских прототипов F-серии, машины оснащаются АКПП I-Shift, динамическим рулевым управлением, предиктивными системами Volvo I-See и другими передовыми достижениями мировых разработчиков.